О научной школе

Научная школа «Когнитивная и сопоставительная семантика», возглавляемая д.ф.н., профессором Мерзляковой А.Х., развивает следующие актуальные направления современного языкознания: концептология, лингвокультурология, когнитология, межкультурная коммуникация, сопоставительная семантика.

Исследования картины мира, этнокультурной специфики концептуальной системы представителей того или иного социума, носителей того или иного языка (варианта языка) давно находится в центре внимания и лингвистов, и представителей других гуманитарных дисциплин (психологии, социологии, социальной антропологии и др.). Наиболее известные лингвистические школы в этой области – Московская школа "Логический анализ языка" (Н.Д.Арутюнова и др.), Московская этнолингвистическая школа (С.М.Толстая, Е.Л.Березович и др.), Московская семантическая школа (Ю.Д.Апресян и др.), Воронежская школа концептологии (З.Д Попова., И.А. Стернин и др.), лингвистическая школа Волгоградского государственного педагогического университета (В.И.Карасик, Г.Г.Слышкин и др.), Польская этнолингвистическая школа (Е.Бартминьский, С.Небжеговска-Бартминьска, В.Хлебда и др.), Американская школа этнолингвистики, Американская школа когнитивной лингвистики и концептуального анализа.

Когнитивная лингвистика возникла в результате взаимодействия нескольких источников: когнитивной науки, когнитивной психологии, лингвистической семантики. В основе когнитивной лингвистики лежит положение о том, что поведение и деятельность человека определяются в значительной мере его знаниями, а его языковое поведение – языковыми знаниями. Языковые факты объясняются не только фактами неязыковой природы, притом необязательно наблюдаемыми, в качестве модельных конструктов выступают когнитивные структуры и процессы в сознании человека.

Цели, выдвигаемые коллективом школы, являются общетеоретическими и прикладными:

  • научно-методическое и технологическое обеспечение для изучения языка в его сложном взаимодействии с культурой и социумом;
  • практическое внедрение результатов исследований для активизации процесса овладения иностранными языками;
  • повышение качества общетеоретической лингвистической подготовки молодых ученых.

Для реализации указанных целей решаются следующие задачи:

  • углубленное изучение и дальнейшая разработка теоретических и методических основ антропоцентрического подхода в когнитивных исследованиях;
  • развитие понятийного аппарата школы;
  • разработка существующих методик, соответствующих задачам прикладного характера;
  • разработка и внедрение проектов, направленных на сотрудничество между научными школами различных направлений для осуществления общих научных исследований;
  • реализация совместной исследовательской деятельности руководителя и членов научного коллектива в области когнитивной лингвистики;
  • формирование профессиональной готовности аспирантов и молодых исследователей к самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности.

Школа является практико-ориентированной: проводятся научные семинары, ведется подготовка магистрантов по направлению «Лингвистика» (профиль «Теория перевода и межъязыковая коммуникация»). Аспирантами и соискателями осуществляются исследования в рамках научных интересов школы, в результате которых защищены и готовятся к защите кандидатские диссертации. За последние годы подготовлено шесть кандидатов филологических наук.

Коллектив школы регулярно организует и проводит научные конференции различного уровня, принимает участие в работе конференций в России и за рубежом. Результаты деятельности публикуются в сборниках научных трудов, авторских, коллективных монографиях и учебно-методических пособиях.